live
Спутник ASTRA-4A 12073 МГц. Поляризация-Н. Символьная скорость 27500 Ксимв/с. FEC 3/4

Эспрессо. Первая в Украине прозрачная сделка по продаже медиа

Основатель телеканала Эспрессо Николай Княжицкий прокомментировал обстоятельства продажи канала и детали соглашения

Я не думал комментировать сделку с вхождением в структуру собственности телеканала Эспрессо нового владельца. Казалось, все понятно и очевидно. Впервые в Украине в собственность канала абсолютно прозрачно и за реальную цену вошли структуры, аффилированные с украинской промышленной группой, часть активов которой торгуется на самых престижных международных биржевых площадках.

Для меня как для автора закона о прозрачности медиасобственности, который, к сожалению, был принят с ужасными правками моих коллег, и других законов, призванных сделать финансирование и основание медиа открытыми для общества, было принципиальным на примере собственной семьи доказать, что это возможно и правильно.

Именно поэтому мы и согласились на партнерство в Эспрессо со структурами покупателя, а не других богатых людей, которых еще называют олигархами. В соглашении о продаже продавцы долей настояли на том, чтобы был оставлен пункт о невмешательстве владельца в редакционную политику, чтобы покупателем выступил не оффшор или кипрский полуофшор, а компания из США, где совершается особый контроль над отмыванием средств.

Покупатели и продавцы также настояли на привлечении ведущих юридических компаний США, Украины и Западной Европы. Сделка проходила сложные процедуры регуляторных согласований и масштабных проверок в банках Европы и США. Ее соответствие требованиям законодательства о борьбе с отмыванием денег засвидетельствовано. Эта сделка смогла состояться только после проверки американского и европейского банков, проводивших собственное исследование.

В конце декабря прошлого года сделка была завершена. 77,5% долей телеканала Эспрессо было отчуждено в пользу американской компании ATMOSPHERE ENTERTAINMENT, INC., бенефициарным владельцем которой является Иван Жеваго.

Стоимость телеканала в соответствии с соглашением составляет 4 884 270 долларов США. Является ли эта стоимость рыночной? Я еще вернусь к ответу на этот вопрос. Пока лишь отмечу, что Глеб Загорий рассказал "Украинской правде", что стоимость телеканала ZIK например, который по своим показателям близок к каналу Эспрессо, составляла от 53 млн долларов США, которые просил продавец, до не более 5 млн долларов США, которые готов был заплатить покупатель.

У «экспертов», у которых, похоже по заказу коррумпированного политика из БПП или ради дешевого популизма, возникли необоснованные претензии к операции смены собственников телеканала, нет никаких аргументов или доказательств в защиту своих обвинений. Их и не может быть. Эти эксперты и скомпрометированные политики почему-то не говорят о том, как происходила продажа других медиа-активов в Украине.

Обычная практика продажи медиа-активов – продажа осуществляется в оффшорных или полуоффшорных юрисдикциях, когда невозможно проверить ни реальность сделок, ни суммы, которые были за них уплачены, а украинский бюджет не получает ни копейки.

Например, продажа телеканала «Интер» проходившая 5 лет назад на Кипре за нереальные суммы. Кроме того, сделка имела признаки фикции, поскольку по ее результатам телеканал фактически продан не был. Украинский бюджет не получил ни копейки.

В 2015 году ОАО «Первый канал» продал 29% акций телеканала «Интер» за якобы 100 миллионов долларов, однако продажа также состоялась на Кипре, в результате украинский бюджет ничего не получил, а реальность сделки также вызывает сомнение, поскольку владельцем стала полуоффшорная фирма.

Телеканал ZIK постоянно переходил из собственности гражданина Кипра Ангелоса М.Лоизоу к Петру Дыминскому, но, учитывая то, что это все происходило в полуоффшорных юрисдикциях, нет возможности это проверить. За какие суммы канал продается-покупается, и главное, кто стоит за номинальными держателями медиа-активов неизвестно. Украинский бюджет не получил за это ни копейки.

Украинский Медиа Холдинг был продан в 2013 году между компаниями-нерезидентами якобы за 400 миллионов долларов США. По данным пресс-службы покупателя, от этой сделки ничего в Государственный бюджет Украины уплачено не было.

Телеканал «112» вообще вроде бы переходит из рук в руки, и сложно понять, кто именно его покупает и кто его продает. По данным с официального веб-сайта владельцем канала через ряд офшорных фирм является Андрей Подщипков. В мае 2017 года канал был якобы продан неизвестно кому, поскольку в структуре собственности владелец исчез вообще. В ноябре 2017 года его владельцами якобы стали трое физических лиц (директор канала и два его заместителя). Как это на самом деле никто не знает, поскольку детали сделки не раскрыты.

Телеканал «Прямой» (тогда еще канал «Тонис») в 2011 году продан "за копейки" нерезидентам, связанным с Александром Януковичем, сумма сделки не разглашалась. В 2017 году продан за неизвестную сумму бывшему депутату от Партии Регионов Владимиру Макеенко, хотя по некоторым данным на самом деле конечным бенефициаром вследствие этого стали люди из окружения Петра Порошенко. О сумме сделки также неизвестно.

Телеканал и радио «Эра» в течение долгого времени связывались с народным депутатом Андреем Деркачем. Но раскрыв структуру собственности вещатель заметил в ней неизвестное лицо по имени Антон Симоненко. Впоследствии он, как можно понять из новостей, продал свои доли в компании Томашу Фиала. Как это произошло, за какую сумму и были ли уплачены налоги в украинский бюджет – такой информации в открытом доступе нет. Сейчас, кстати, на частоте Радио Эра будет выходить «Новое время», афилированное с одноименным журналом.

Телеканал NewsONE в 2013 году был приобретен депутатом Евгением Мураевым у Вадима Рабиновича, хотя была информация, что фактическим владельцем стал Николай Азаров. При этом детали соглашения неизвестны, равно как и отсутствует информация о суммах уплаченных налогов.

И таких примеров можно приводить до бесконечности. Очевидно, что основная черта сделок на медийном рынке – их закрытость, широкое использование оффшорных фирм, подставных лиц и уклонение от налогов.

Те, кто сейчас атакует Эспрессо, ставят себе целью оставить медиарынок и дальше закрытым и непрозрачным. Я не критикую медиавладельцев и медиаменеджеров, проводивших эти сделки. Так было заведено! Но пока мы не осознаем необходимости прозрачного существования средств массовой информации, страна и дальше будет проигрывать гибридные войны и останется манипулированной иностранными и местными олигархами через коррумпированных провластных лещенков.

В чем отличие продажи Эспрессо?

Отличие практически во всем. Здесь нет никаких офшоров с держателями типа «Ангелос Лоизоу».

Продавцы – граждане Украины, которые получают за свои активы реальную рыночную цену. Здесь не применяется налоговая оптимизация, продажа происходит в Украине, а не где-то на банановых островах. Поэтому каждый из граждан-продавцов будет обязан уплатить в Государственный бюджет Украины значительные суммы налогов.

Факт продажи не скрывали от общественности, как это бывает почти в 100% продаж медиа-активов. Хотя закон этого и не требовал, но и стоимость опциона была внесена Арсеном Аваковым в декларацию еще за 2015 год. Тогда же и я, и сам Аваков неоднократно объясняли, о чем идет речь, и ни у кого из так называемых экспертов это не вызывало никаких вопросов. Тот же сайт «Наші гроші» писал об этом еще 8 декабря 2016 года. Сразу после закрытия сделки и внесения соответствующих изменений в государственные реестры канал и продавцы распространили пресс-релизы, где указывались детали соглашения.

Для заключения соглашения и осуществления платежей были задействованы известные украинские, американские и европейские эксперты, известные юридические фирмы из США и Украины, европейские и американские банки проводили всесторонние и глубокие проверки. Очевидно, что если бы здесь был хотя бы намек на незаконное обогащение, коррупцию или отмывание денежных средств, ведущие западные юридические фирмы не могли бы принять участие в ее сопровождении, а банки не пропустили бы транзакции.

Почему Арсений Яценюк и Инна Авакова приобрели свои доли в телеканале по ценам ниже, чем продали?

Цена покупки долей основывалась на условиях предыдущих договоров, которые заключались Арсением Яценюком и Инной Аваковою, соответственно, в 2013 и 2014 годах. Наличие таких договоров, в соответствии с Гражданским кодексом Украины, давало им право выкупить эти доли по первоначально оговоренной цене (статья 635 ГК). Сведения об этих договорах вносились в электронные декларации, хотя, как я уже отмечал, в соответствии с законодательством декларанты не были обязаны это делать: предварительный договор содержит в себе лишь потенциальные финансовые обязательства, которые становятся реальными после заключения соглашений о покупке долей в канале. Такие соглашения были заключены в 2017 году, и в декларациях обязательно появятся.

Внесение этих данных в декларации было лишь проявлением желания продавцов сделать вопрос собственности на канал «Эспрессо» максимально прозрачным и открытым. Поэтому эти сведения не скрывались от общества, а наоборот – официально обнародовались.

Цены, которые указывались в предыдущих договорах в 2013 и 2014 годах были в то время чрезвычайно выгодными для продавца и выше рыночных.

Например, Арсений Яценюк заключил предварительный договор в ноябре 2013 года, когда у Эспрессо не было лицензий на вещание и перспектив их получить (Нацсовет отказывался даже рассматривать заявления), канал не осуществлял вещания, его оценочная стоимость на то время равнялась номинальной стоимости уставного капитала, то есть 480 тысяч гривен. И возможная продажа 30% такой компании за 3,7 миллионов гривен, то есть более чем в 25 раз выше номинальной, в 2013 году была вполне адекватной.

В 2014 году Эспрессо приобрел проблемную компанию с цифровой лицензией. На то время канал находился под постоянным контролем Нацсовета, который фактически рассматривала перспективу лишения компании цифровой лицензии, а на самой фирме накопились долги на несколько десятков миллионов гривен. То есть на то время рыночная стоимость цифрового канала также не была слишком высокой. И в таких условиях перспектива продажи 40% проблемного актива более чем за 5 миллионов гривен выглядела перспективно. Так же как и продажа канала сейчас за примерно 5 млн долларов США является абсолютно рыночной.

Каково будущее Эспрессо? Канал, возникший в условиях жесткого провластного давления, журналисты которого, рискуя собственной жизнью, рассказывали миру о Революции Достоинства и российско-украинской войне, политиках, для которых украинская государственность ничего не стоит, останется свободным и независимым. Такой была позиция создателей канала, такой же является позиция новых совладельцев.

Статья опубликована на Детектор Медиа.

новости партнеров

22 января, 2018 понедельник

21 января, 2018 воскресенье

22 января, 2018 понедельник

21 января, 2018 воскресенье

20 января, 2018 суббота

Видео

Введите слово, чтобы начать