live
Спутник ASTRA-4A 12073 МГц. Поляризация-Н. Символьная скорость 27500 Ксимв/с. FEC 3/4
img
Денис Михайличенко 23 июня, 2017 пятница

Кто такой Игорь Гужва: Учредитель "Вестей","старый друг" Кремля, приятель Клименко

Правоохранители задержали создателя газеты "Вести" и сайта "Страна.uа" Игоря Гужву за вымогательство денег

Правоохранители задержали создателя газеты "Вести" и сайта "Страна.uа" Игоря Гужву за вымогательство денег

Поздно вечером в четверг, 22 июня, генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что по материалам ГФС и киевской прокуратуры полиция задержала Игоря Гужву, который "требовал и получил $10 тысяч за неразмещение компрометирующих материалов на действующего политика". По словам Луценко, у следствия имеются видео- и аудиодоказательства.

Если Гужву действительно обвинят в вымогательстве, это грозит ему лишением свободы до десяти лет. Однако, как заявил адвокат главреда Андрей Смирнов, утром в пятницу ни одного сообщения о подозрении не было вручено и не оформлен протокол задержания лица.

"С формальной точки зрения он не задержан, с фактической - задержан", - сказал адвокат.

Гужва и радикалы

Это уже не первая попытка правоохранителей "взять за жабры" Гужву. Еще со времен его руководства газетой "Вести" были попытки прекратить его пропагандистскую деятельность. Над этим работала налоговая и СБУ, но безрезультатно.

И вот, похоже, "талантливый медиаменеджер", как называют Гужву лояльные члены его окружения, попался на банальной жадности. Как выяснилось, деньги он якобы требовал у народного депутата, члена фракции Радикальной партии Дмитрия Линько.

"В вымогательстве и шантаже участвовал главный редактор "Страна.uа" Игорь Гужва", - рассказал в кулуарах Верховной Рады сам Линько. Он уточнил, что сам обратился в правоохранительные органы.

Коллега депутата по фракции Игорь Мосийчук добавил, что деятельность Гужвы документировалась с марта. "Есть прямые доказательства поступления средств из Российской Федерации на финансирование сайта "Страна.uа", - добавил он.

Версия Гужвы и его окружения

В редакцию пришли с обыском примерно в 21:00 в четверг, а вскоре защищать Гужву примчалась министр юстиции времен Януковича Елена Лукаш. Сам он успел написать, что в редакции сайта проводится обыск "за сфальсифицированным делом". А потом "вышел в эфир" уже с телефона Лукаш. Его версия событий такова:

"Около месяца назад на меня вышли люди нардепа от Радикальной партии Линько и предложили $20 000 за снятие текста о конфликте людей Линько и Кивы (речь о советнике министра внутренних дел Илье Киве. - Ред.). Предлагали настойчиво, но я отказался. С тех пор контактов по поводу Линько не было".

Потом на сайте "Страна.uа" вышла подредактированная версия, из которой следовало, что люди Линько дважды выходили на Гужву, предлагали деньги, а он, конечно, дважды отказался. По версии главреда, правоохранители пришли к нему, потому что им "надоело ждать", когда он "начнет "требовать" что-то у Линько".

Тем временем сопредседатель фракции "Оппозиционный блок" Александр Вилкул заявил, что готов взять Гужву на поруки. Это не удивительно, учитывая давнюю дружбу Гужвы с этой политической силой. Во время последних парламентских выборов он даже пробовал баллотироваться от нее, но неудачно.

Но его рекламный борд тех времен очень красноречивый:

Защитники Гужвы говорят о наступлении на свободу слова и провокациях властей. Утром в пятницу заместитель главного редактора "Страна.uа" Светлана Крюкова созвала пресс-конференцию, во время которой рассказала, что не верит в выдвинутые против ее шефа обвинения. Однако это власть пытается перекрыть кислород оппозиционному изданию.

"Вымогательство - это последнее, что он (Гужва. - Ред.) может делать. Он очень интеллигентгый, вежливый человек. Я не верю в эту версию, мы считаем ее сфабрикованной", - заявила Крюкова. Она также заверила, что Гужва не имеет никакого отношения к Кремлю.

Крюкова уверяет, что "дело нулевое" и не имеет перспектив. И даже похвасталась, что после скандала сайтом заинтересовались пять инвесторов, "двое из которых - иностранные".

Свобода слова или пропаганда

Кто хорошо знает Гужву, тот не даст соврать - он никогда не скрывал своих пророссийских взглядов. О них было известно каждому журналисту, который работал с ним в различных проектах.

Гужва лично редактировал даже небольшие материалы, после чего у них появлялись "правильные акценты".

Это выплыло наружу еще в 2010 году: журналисты отдела новостей газеты "Сегодня" тогда прислали на сайт "Телекритика" анонимное письмо, где рассказали: "Без согласования могут быть дописаны не только фразы в авторский текст, но и изменены комментарии экспертов, очевидцев, источников, не говоря уже о вписывании каких-то анонимных комментаторов".

Гужва уверял, что письмо - это фальшивка. Но как рассказали "Эспрессо" его бывшие подчиненные, они действительно его написали и это подействовало - главный редактор начал аккуратнее относиться к правкам.

Слова о наступлении на свободу слова - это стандартная линия защиты Гужвы, которую он использует еще со времен работы главным редактором газеты "Сегодня". Оттуда он ушел со скандалом в 2012 году.

Точнее, его "ушли", но перед этим он успел устроить в стенах редакции небольшую революцию под лозунгом борьбы против цензуры нового руководства, в частности - Елены Громницкой.

После того он вынырнул в Москве как шеф-редактор газеты "Московские новости". Но в 2013 году он покинул проект и вернулся в Киев, где начал собирать команду для запуска нового проекта - газеты "Вести".

Первый номер вышел в мае того же года и изначально проект казался многим интересным. Ставить новости со ссылкой на издание не гнушалась даже "Украинская правда" и другие издания.

Газета была лишь началом. Созданный Гужвой холдинг "Мультимедиа Инвест Групп" основал журнал "Репортер" (создан по франшизе журнала "Русский репортер"), запустил "Радио Вести" и перекупил телеканал UBR.

Удивляло только, что газета раздавалась бесплатно. Логично возникал вопрос об источнике финансирования. Гужва всех уверял, что единственный владелец издания - это он сам, а деньги на запуск - это средства инвесторов, имена которых он раскрывать не может без их согласия.

Как выяснилось уже в 2015 году, деньги шли от Александра Клименко, бывшего министра доходов и сборов, который после бегства Януковича скрывается в России. Это и не удивительно, учитывая, что Гужва давно дружит с его братом Антоном Клименко.

"Во время президентских выборов 1999 года Антон Клименко возглавлял предвыборный штаб Александра Мороза в Донецкой области, а Игорь Гужва на тот момент руководил выпуском партийного издания для Социалистической партии Украины", - писал в расследовании "Украинской правды" в 2014 году тогда еще не депутат, а журналист Мустафа Найем.

Когда начался Майдан, произошел камингаут газеты "Вести". Особенно запомнилась многим первая полоса, на которой украинцев призвали "узбагоиться". А после начала боев на улице Грушевского газета вышла с первой полосой "День беспредела".

Отношение к изданию не исправила даже попытка замириться выпуском с "лицами майдановцев", который пробовали раздавать на Майдане. После аннексии Крыма и начала российской агрессии на востоке Украины позиция стала еще более понятна.

Например, когда начались боевые действия на Донбассе в журнале "Репортер" опубликовали "боевой дневник" пресс-секретаря покойного Моторолы, боевика-сепаратиста Геннадия Дубового. Что интересно, жена этого Дубового некоторое время возглавляла донецкий филиал газеты "Вести".

А телеканал UBR в июле 2014 года получил предупреждение от Нацрады по вопросам телевидения и радиовещания за синхроны террористов - Игоря Гиркина, Павла Губарева, Валерия Болотова, Александра Ходаковского.

Попытки взять Гужву

Первая попытка прекратить прокремлевскую деятельность Гужвы произошла в мае 2014 года. В офис "Вестей" пришли с обыском налоговики. Среди прочего они нашли в сейфе в кабинете Гужвы 1,5 млн грн.

Его обвинили в незаконной конвертационной деятельности - была установлена связь между деньгами, которые поступили на счет холдинга Гужвы, и предприятием "Торггазстрим ЛТД", которое связано с "Реал Банком" Сергея Курченко.


Гужва тогда заявил, что деньги не его, а одного из сотрудников, который просто оставил их на хранение. А деньги Курченко, он, мол, не брал. Как бы там ни было, довести до ума это дело налоговики не смогли.


В сентябре 2014 года в редакцию с обыском пришли уже из СБУ. Конфисковали ноутбуки, на которых работали журналисты и другие сотрудники. Впоследствии СБУ передала результаты обысков Министерству юстиции, которое обратилось в суд с требованием отменить регистрацию газеты. Но этого не произошло - газету раздают до сих пор.

Сам Гужва на некоторое время уехал в Москву, а его объявили в розыск за уклонение от уплаты налогов. Что интересно, он даже в Москве продолжал руководить редакционным процессом и вычитывал и правил все материалы.

Деятельность налоговиков и СБУ сопровождалась блокированием некоторых счетов холдинга и самого Гужвы. Как рассказали сайту Эспрессо его бывшие сотрудники, в то время в газете давно прекратили выплачивать "белую" зарплату и вообще начались проблемы с ее выплатой.

Гужва впоследствии вернулся в Киев. Его задержали, но вскоре суд выпустил его под залог в 1 млн грн. И уже в июле 2015 года он ушел из холдинга. Злые языки утверждают, что он прихватил с собой кругленькую сумму из редакционной кассы.

Управлять "Медиахолдингом Вести" стала Ольга Семченко, бывший пресс-секретарь Александра Клименко. Собственно, это окончательно подтвердило версию о том, что бывший главный налоговик финансирует бесплатную газету. Хотя и Семченко, и он сам это отрицают.

Спасибо хакерам

Деятельность Гужвы упоминается в "письмах Суркова", которые выложили в публичный доступ патриотически настроенные украинские хакеры. В частности, есть интересное письмо от самого Гужвы, в котором он просит своего давнего знакомого Виталия Лейбина о помощи и признается в пророссийской деятельности. Письмо вообще очень интересное: там упоминаются и схемы, которые "выстроил Клим" (очевидно, Александр Клименко. - Ред.), и материалы в "Репортере", которые делали "по просьбе с самого Верха".

Лейбин в письме Суркова называет Гужву "нашим старым другом" и объясняет, что его ценность для Кремля заключается в том, что он "убедителен и умеет ярко и под нужным соусом подать необходимую информацию". В другом письме Лейбин пишет, что новый проект Гужвы, сайт "Страна.uа" станет "суперэффективной платформой для пропаганды Кремля".

Сам Гужва назвал эти письма подделкой, и заверил, что адресом guzhva@strana.ua пользоваться не мог, потому что в 2015 году еще работал в "Вестях". Впрочем, регистрация домена strana.ua происходила в 2004 году, так и соответствующей почтой Гужва вполне мог пользоваться.

Проект "Страна.uа" запустили в феврале 2016 года. Сначала к проекту имел отношение Искандер Хисамов - еще один давний друг Гужвы. Он сначала писал колонки на сайте "Вести", затем возглавил журнал "Репортер", затем - телеканал UBR и даже вел там какое-то ток-шоу.

Переписка этого деятеля также стало добычей хакеров. В частности, из нее выяснилось, что Хисамов ушел с сайта Гужвы и это вызвало непонимание последнего. Впрочем, похоже, что они остались друзьями. Ибо новый проект Хисамова "Украина.Ру" сейчас половину текстов на первой полосе посвятил поимке Гужвы.

"Украина.Ру" имеет отчетливо выраженную прокремлевскую направленность. Кроме текстов о Гужве там можно заметить и такие чудо-эксклюзивы: "Украину наводнят ближневосточные гастарбайтеры", "Реформа среднего образования: на янтарь, в полицию или на фронт".

Это хорошо характеризует то, что происходит в голове людей, с которыми работает Гужва. Адвокат главного редактора ожидает, что суд, который изберет ему меру пресечения, состоится в пятницу вечером или на выходных.

Всё по теме

новости партнеров

25 февраля, 2020 вторник

25 февраля, 2020 вторник

24 февраля, 2020 понедельник

Видео

Введите слово, чтобы начать