Почему "европейское CNN" превращается в голос Кремля

Дмитрий Гомон
9 декабря, 2016 пятница
14:59

На телеканале Euronews разразился скандал, связанный с планами закрыть украинскую службу и запретом на критику России и Турции

На днях около 50 журналистов телеканала Euronews провели предупредительную забастовку, требуя у руководства не закрывать украинскую, персидскую и арабскую редакции. Сайт EurActiv пишет со ссылкой на одного из журналистов, что после прихода новых инвесторов им запретили критиковать Турцию и Россию. А проведенный интернет-опрос среди сотрудников компании показал, что из 291 работника руководству не доверяет 205.

Пока что руководство компании пытается заговорить проблему и все идет к тому, что вещатель, который частично финансируется напрямую Евросоюзом (в 2016 году Еврокомиссия выделила 25 млн евро) превратится на лояльное путинскому режиму СМИ. То есть ЕС будет фактически финансировать пропаганду, направленную против него же.

Удар по украинской службе

Телеканал Euronews появился на свет в 1993 году как европейский ответ CNN и BBC. Планы сократить украинский и еще несколько служб возникли после того, как в компании появились новые инвесторы. Неизвестно, чего больше в этом решении - российских интриг или попыток "оптимизировать расходы" из-за финансового кризиса, который переживает телеканал.

"Конечно, можно говорить что Euronews - частная компания, однако 28% финансирование она получает от ЕС. Именно поэтому ЕС должен проверить как именно расходуются средства, и не является ли решение о закрытии украинской редакции дискриминационным в отношении украинской редакции", - прокомментировал забастовку народный депутат Владимир Арьев. Он также опубликовал открытое письмо забастовщиков.

В нем они пишут, что украинская служба - единственная, которая сокращается полностью. Это всего 17 журналистов. По их словам, событие политически важное, поскольку может быть нарушен баланс освещения событий во время конфликта между Украиной и Россией. В то же время российская редакция остается одной из приоритетных. По некоторым данным даже планируется ее расширение.

Впервые о сокращении украинской редакции заговорили в апреле 2016 года. У российской службы были на то время пять свободных вакансий, но отдать их украинцам не позволили. По словам журналистов, это прямой приказ из Москвы.

Официально же им сначала объяснили, что они на недостаточном уровне владеют русским языком и не имеют необходимого культурного и образовательного багажа. После скандала руководство телеканала изменило риторику и начало говорить, что "подумает". Впрочем, надеяться на вакансии в российской службе им не стоит.

Одна из причин сокращения - отсутствие финансирования украинской службы со стороны Киева. Причин на это несколько.

Деньги Фирташа

Вообще история с появлением украинской службы Euronews полна противоречий. Ее с помпой запускали в 2011 году с участием Валида Арфуша, который тогда занимал должность заместителя гендиректора Национальной телекомпании Украины (НТКУ). В июне 2013 года Арфуш, который никогда не делал секрета из своих симпатий к Партии регионов и лично Януковича, стал руководителем по вопросам развития телеканала Euronews в странах СНГ. После Революции достоинства Арфуш и "регионалы" потеряли влияние на Euronews.

Euronews Янукович Михаэль Петерс Валид Арфуш

экс-заместитель директора НТКУ Валид Арфуш, экс-президент Виктор Янукович, глава наблюдательного совета Euronews Пьер Луиджи Малесани и гендиректор Euronews Михаэль Петерс. Киев, октябрь, 2011 год. Фото: wikimedia.org

В августе 2014 года Украина "забанила" русскоязычную версию Euronews. Мониторинг Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания обнаружил, что русская редакция искажала факты в своих сюжетах, распространяла дезинформацию и использовала такие словосочетания как "народное ополчение" и "карательная операция".

Украинская версия перестала транслироваться из-за того, что НТКУ отказалась от лицензии. Причиной назвали астрономическую цену, о которой договорилось еще правительство Азарова (5,5 млн евро) и огромный долг, который накопило предыдущее руководство (10,8 млн евро).

В 2015 году украинскую службу купила компания Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина Inter Media Group. Они планировали даже расширить ее, добавив к команде из 20 человек в Лионе еще и команду в Киеве, которая готовила бы новости из Украины. Транслировать канал планировалось из того же помещения на улице Дмитриевской, откуда транслируется телеканал "Интер". Нетрудно представить, какими были бы сюжеты украинского Euronews об Украине для иностранной аудитории.

Впрочем, дела не пошли, компания Фирташа контракт разорвала и, ссылаясь на отсутствие средств, украинскую редакцию теперь закрывают вообще.

Деньги Кремля

Москва в лице ВГТРК является одним из инвесторов телеканала. Средства в основном вкладываются именно в русскую редакцию. Финансировать Euronews Россия начала в 2004 году, приобретя 17% акций телеканала. Всего в Euronews сначала был 21 акционер, преимущественно государственные и общественные вещатели стран ЕС. Но поиск новых источников финансирования привел к привлечению в качестве инвесторов стран с неоднозначной репутацией. Поэтому в результате Россия очень скоро вошла в четверку крупнейших владельцев - вместе с France Televisions, итальянской RAI и турецкой TRT.

Участие в комплексном финансировании давало доступ к весомому рычагу влияния на общественное мнение в ЕС. Еще и за счет денег тех самых европейцев - Еврокомиссия и Европарламент выделяли телеканалу где-то три четверти финансирования.

Интересно, что спикер МИД РФ Мария Захарова несколько раз упрекала англоязычную версию телеканала за "искривления" новостей и ставила в пример русскоязычную версию. Речь шла, в частности, о сюжете к годовщине депортации крымских татар. Хотя это вполне могла быть и операция прикрытия, чтобы у сторонних наблюдателей не возникало подозрения, что за телеканалом во всех его версиях торчат уши Москвы.

Египетско-американский аккорд

Сейчас главный акционер Euronews - египетский олигарх Нагиб Савирис. Ему принадлежит 53% акций телеканала. Кроме него, сейчас идут переговоры о вхождении в число инвесторов американского телеканала NBC News. Они хотят купить от 15 до 30% акций. Впрочем, планы перестройки канала даже с приходом американцев не предусматривают сохранение украинской версии.

Один из журналистов в комментариях EurActiv отметил, что телеканал, который получает значительные вливания от европейских институций, дестабилизировался после прихода иностранных инвесторов и превратился в "плохое CNN". А россияне, по его мнению, получают все большее влияние.

Читайте также:
23 сентября, 2021 четверг
Цитировал Путина русском, вспомнил покушение на Шефира, призвал, чтобы "кто-то покинул украинские территории": Зеленский на Генассамблее ООН
Гео Лерос
24 сентября, 2021 пятница
Лерос предложил вручить Зеленскому премию "Оскар" за лучший сценарий инсинуации "покушения, которого не было"
Верховна Рада
title.author
23 сентября, 2021 четверг
Откат к диктатуре. Как Зеленский и олигархи Раду отменили
Киев
+9
  • Киев
  • Львов
  • Винница
  • Днепр
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Кропивницкий
  • Луганск
  • Луцк
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Симферополь
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкасси
  • Черновцы
  • Чернигов
  • USD 26.57
    Покупка 26.57
    Продажа 26.81
  • EUR
    Покупка 31.06
    Продажа 31.46
  • Актуальное
  • Важное
2021, суббота
25 сентября
07:01
Инфографика
Джошуа - Усик
Усик - Джошуа: Где и когда смотреть самый ожидаемый бой года
2021, пятница
24 сентября
23:18
Под Киевом столкнулись микроавтобус и рейсовый автобус, три человека пострадали
22:57
Партия Шария
СБУ объявила подозрение одной из руководительниц "Партии Шария"
22:52
Пересекали курсы мишеней: российские самолеты вторглись в зону боевых стрельб украинских зенитчиков, грубо нарушив правила полетов
22:48
Эксклюзив
Экономист Гайдай о антиолигархическом закон: Это неэффективный способ бороться с влиянием финансово-промышленных групп
22:34
В Грузии спрогнозировали пятую волну заболеваемости COVID-19
22:09
США выдали разрешения на определенные финансовые операции с "Талибаном"
22:05
Эксруководитель разведки Бурба дал показания ВСК по делу "вагнеровцев", - нардеп Костенко
21:58
Евгений Енин
Енин: ФБР принимает участие в расследовании покушения на Шефира
21:47
Глава Венецианской комиссии попросил Зеленского предоставить закон об олигархах для оценки, - ОПУ
21:30
Второй регулятор США рекомендовал делать третью прививку против коронавируса: каким группам населения
21:09
Чехия в ООН поддержала суверенитет и территориальную целостность Украины
20:53
Федор Вениславский
"Взаимоисключающих поправок проголосовано не было": Вениславский заявил, что закон об олигархах передадут на подписание
20:43
"Байден и Зеленский верны евроатлантической интеграции Украины": поверенная в делах США Квин заявила, что страны усилят военное сотрудничество
20:30
Бренды Brioni и Saint Laurent планируют отказаться от меха в следующем году
20:11
Нестор Шуфрич
Глава комитета Рады по вопросам свободы слова Шуфрич стал совладельцем канала "Первый Независимый"
19:56
Дела Майдана: экс-командиру харьковского "Беркута" объявили подозрение в организации теракта и трех убийств
19:49
ФСБ ничего не знала о подготовке задержания "вагнеровцев", - расследователь Bellingcat Грозев
19:30
В Польше уволили второго полицейского - участника задержания украинца, который впоследствии скончался
19:00
ОБСЕ
"Россия несет полную ответственность" США о прекращении работы ОБСЕ на оккупированной участке границы Украины
18:56
Украина защищает безопасность наций Европы, - посол Швеции
18:50
Вот это да неожиданность: Усик неожиданно поцеловал Ломаченко в ухо. Видео
18:41
Два украинских ЗВО попали в мировой рейтинг университетов по возможностям трудоустройства выпускников
18:26
Рада учредила в Украине государственную музыкальную премию им. Мирослава Скорика
18:06
нож
В Одессе грабитель нанес полицейскому 14 ножевых ранений: нападающему объявили подозрение в покушении на убийство
17:53
Пожар в костеле Святого Николая в Киеве: эксперты обследуют здание внутри, - Ткаченко
17:45
Джошуа - Усик
Джошуа анонсировал, когда собирается закончить боксерскую карьеру
17:36
"Кто-то допустил критическую тактическую и стратегическую ошибку": расследователь Bellingcat Грозев о срыве задержания "вагнеровцев"
17:33
Кабул аэропорт
МИД: около ста украинцев хотят эвакуироваться из Афганистана
17:18
Александр Тупицкий
Суд принял иск Тупицкого об отмене конкурса на судей КСУ
17:03
Норвегия
Норвегия отменяет большинство COVID-ограничений 25 сентября
17:00
Агент рассказал, как именитый тренер уговаривал итальянский топ-клуб приобрести Зинченко
16:58
уголь
С возможностью внести полмиллиарда гривен залога: суд арестовал причастного к поставке угля из ОРДЛО
16:43
ВСУ
Десантировались с судна и вертолетов: украинские морпехи провели учения на Приазовье
16:27
хакер
Еврокомиссия обвинила РФ в кибератаках перед выборами канцлера в Германии
16:17
Анонс
"Политклуб Виталия Портникова" 24 сентября: внутренняя борьба в партии власти
16:14
За первое полугодие 2021 года объем нелегальной торговли сигаретами составил 7,2 млрд шт., потери бюджета - 13,2 млрд грн - Kantar
16:10
судья
Верховный суд восстановил в должности "судью Майдана" Пойду
16:02
Джошуа - Усик
Усик - Джошуа: финальная дуэль взглядов перед супербоем. Видео
15:57
В одном из детсадов Запорожской области произошло массовое отравление
Больше новостей